Монтаж электрических кабельных сетей ЭОМ на выставке "Россия, павильон №46 "Энергия Жизни" РЭА Минэнерго России
В рамках проведения выставки "Россия" на ВДНХ в 2023-2024 годах, наша компания приняла участие в реконструкции 46-го павильона ВДНХ для размещения выставки РЭА Минэнерго России.
В момент выхода на осмотр объекта мы получили устную информацию, что электрические сети в принципе нормальные, требуют лишь небольшой переделки (это уже должно было насторожить). В реальности, на объекте часть электроустановок и кабельных сетей были установлены в момент строительства здания в 1974-м году судя по автоматам (хотя по документам запуск здания в эксплуатацию произошел в 1968-м году). А часть электросетей были реконструированы в конце 90-х годов прошлого века, итальянцами. С использованием итальянского оборудования Btchino.
Демонтаж старой электропроводки
Электропроводка - частично алюминиевая, частично - медная, документации обнаружить не удалось, за исключением документации по наружним сетям, заботливо сваленной в одном из помещений подвала в одну кучу.
советские электроустановки выработали свой ресурс и подлежали замене. Итальянское оборудование решили тоже демонтировать и заменить, так как непонятно было как оно обслуживалось. Да и точки подключения не соответствовали новому проекту.
В выставочных помещениях планировалось разместить большое количество светодиодных экранов, а на внешнем фасаде здания - уличный светодиодный экран во весь фасад. После проектирования раздела ЭОМ стало понятно, что мощности, подведенные к зданию не соответствуют проектировочным и требуется вдвое больше, чем подведено к зданию на текущий момент.
Работы о прокладке двух внешних кабелей 5х240 и подключение к электроподстанции было поручено внешнему подрядчику. Наши задачи ограничивались созданием внутренних электросетей.
Ввиду того, что некоторые решения приходилось менять в процессе проведения работ - ввиду крайне сжатых сроков, объект выполнялся за несколько месяцев, чтобы успеть к началу выставки "Россия", в конце работ, перед тестированием электроустановок электротехнической лабораторией пришлось производить ребалансировку фаз и разгрузку некоторых электрощитов. В процессе работ мы постоянно использовали мегаомметр для замеров сопротивления, а также - тепловизор для контроля кабельных линий.
Так, в нескольких щитах был обнаружен нагрев кабеля, который был в рамках норм, но мы решили перестраховаться и разгрузить электрощит. Так как в некоторых установках мы подвели избыточные мощности.
Светодиодные экраны требуют серьезного подхода при проектировании электролиний, так как в момент запуска и до выхода в рабочий режим пусковые токи близки к пиковым. И это указано в документации не всех производителей светодиодных панелей.
Монтаж подсистемы ЭОМ
Всего было проложено около 7км кабелей большого сечения (до 1х120) и около 15км кабелей малого сечения - для потребителей и освещения.
Было установлено 24 электрощита и 5 вводных электрошкафов. Были выбраны автоматические выключатели КЭАЗ, которые себя показали с очень хорошей стороны. При работе с мультимедиа оборудованием к электросетям обычно предъявляются повышенные требования.
В начале работ мы демонтировали всю электропроводку и старые электрощиты, наличие которых мешало проведению работ. Существующие кабельные каналы не соответствовали новому проекту, поэтому по всему зданию в течении недели были установлены металлические лотки. Ввиду крайне сжатых сроков, демонтаж, монтаж лотков и монтаж новых электрических кабелей проводили параллельно. (Это не считая другие разделы).
Вцелом, конечно, к началу октября, объект выглядел довольно сыро, несмотря на то что все мы, включая смежников, работали в довольно быстром темпе. Было видно что заказчик начинал волноваться. Но так как авральные работы - конек нашей компании, мы старались излучать уверенность (хотя, иногда это было и непросто).
Самым напряженным стал конец октября. И казалось, что все работают на износ и быстрее работать невозможно. Но к концу октября мы прочувствовали на себе ту притчу про кувшин с камушками и водой, когда мудрец наполнял кувшин камнями, горохом, песком и каждый раз спрашивал у учеников - полон ли кувшин. И когда кувшин был заполнен - долил воду (да, есть версия притчи про студентов и пиво). Конец октября стал для нас и объекта той самой водой, кода казалось, что и так работаем круглосуточно, набрать больше сотрудников невозможно, так как вся Москва работает на ВДНХ, про обед и отдых забыли примерно все - иначе, чем чудом произошедшее в последние недели объяснить нельзя.
В последнюю ночь произошла ядерная реакция и мы, похоже, могли бы запустить собой реактор на холодном синтезе. Трое суток подряд на объекте, без сна, со сверхурочной оплатой, работали все - от уборщиков до генеральных директоров компаний. (И даже некоторые высокопоставленные чиновники).
Несмотря на такой авральный режим работы, где к нам постоянно приходили и говорили: "Нужно линию на 5кВт туда!", "Мы забыли про установку там!", "Прокиньте 120 метров кабеля по улице!", четыре человека в нашей компании оставались спокойны. Это - наши проектировщики и технадзор. Каждая подобная просьбы отправлялась им и они в спокойном режиме производили перерасчет. И разрешали или не разрешали увеличение мощностей. Это очень сильно выводило из себя, особенно фраза: "Мы так не делаем. А если делаем - то я с вами не работаю". Но благодаря именно этим спокойным людям сдача объекта прошла практически ровно. (но не сразу).
Конечно, 100% работ выполнить не получилось, после открытия остались некоторые недоделки. Но павильон запустился. Была проведена проверка лаборатории, павильон был сдан ВДНХ. Посетители пришли.
Данный отчет не является руководством "как надо". Скорее - "как не надо". Понятно, что организация такого масштаба предполагает более тщательного подхода, разработки и согласования проекта. Учета всех нюансов и мелочей. И конечно - времени.
Но несмотря на некоторые недочеты - мы запустили объект в срок. Объект крайне интересный, в главном городе страны на главной выставке России.
В дальнейшем, наша компания проводила сопровождение и обслуживание электрических систем павильона 46 на ВДНХ на всем протяжении выставки.




